Клаудио Монтеверди  "Коронация Поппеи"

 "Официально опера считалась целиком сочинённой Монтеверди, но поручиться за то, что не было никаких вставок и дополнений никто не может. Тем более, что сохранилось множество свидетельств о практиковавшихся существенных изменениях музыкального текста при повторных постановках опер в ту эпоху. Но, главное то, что обе дошедшие до нас версии этого произведения - и венецианская, и неаполитанская - зафиксированы спустя какой-то период после смерти великого композитора. И никакое текстологическое сравнение не сможет нам гарантировать восстановление первоначального текста. К тому же, и это очень важно для исполнителя, - обе рукописи представляют собой рабочие копии, на ходу исправлявшиеся и приноравливавшиеся, возможно, к конкретным исполнителям. Это не авторизованное издание “Орфея” Монтеверди. Здесь мы имеем только рабочий материал. Любому исполнителю всё равно придётся создавать свою редакцию, как музыкально-текстовую, так и драматургическую. Ему не миновать вопросов: какой финал предпочесть, какую начальную симфонию оставить, неаполитанскую или венецианскую, и так далее. Здесь-то и начинается область собственно исполнительской интерпретации, где не обойти сложные вопросы и не укрыться за расхожим мнением." (Олег Чернышев  - "Загадка Монтеверди или Кто написал "Коронацию Поппеи"? - научное исследование)

"Коллегия старинной музыки Московской консерватории основана в конце 1991года. А началось все немного раньше, когда я работал в ГИТИСе. Тогда и возникла идея - поставить оперу Клаудио Монтеверди «Коронация Поппеи». Не смотря на привлекательность идеи, - были большие сомнения – смогут ли артисты, специализирующиеся на музыкальной комедии, «потянуть» такую работу, и будет ли это интересно современному слушателю. За полгода мы сделали спектакль и доказали, что это реально. Пришлось, правда, самому заниматься постановкой голоса, выучивать с певцом-актером каждую фразу. Так незаметно зазвучал аутентичный вокал. Затем присоединились и инструменталисты со старинными инструментами и «нетрадиционными» приемами игры… Спектакль вызвал резонанс и заинтересовал таких мэтров, как Георгий Ансимов  и Борис Покровский. На премьере присутствовал профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой истории зарубежной музыки Михаил Сапонов. Тогда и возникла идея создать аутентичный коллектив в консерватории. В основной состав созданного коллектива вошли  ведущие исполнители - участники театральной премьеры «Коронации Поппеи» в ГИТИСе - Маргарита Удальцова, Ирина Бонь, Константин Дулеев" (Олег Чернышев об оперных постановках Коллегии старинной музыки:  интервью "Все началось с "Коронации Поппеи")

24.09.93    Рахманиновский зал Московской консерватории  

Концерт  Коллегии старинной музыки Московской консерватории

посвященный 350-летию памяти К.Монтеверди (1567-1643)

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев

 Клаудио Монтеверди "Коронация Поппеи"

Исполняют солисты Коллегии старинной музыки Московской консерватории:

Октавия - Маргарита Удальцова (сопрано), Поппея - Ирина Бонь (сопрано)

Инструментальный ансамбль: Игорь Должников (скрипка I),  Елена Ломакина (скрипка II)

Маргарита Спиридонова (альт), Андрей Спиридонов (виолончель)

Антонио Грамши (блок-флейта)

Партия клавесина - Олег Чернышев