«Браки самнитян», несомненно, -  явление русской культуры и часть нашей истории. Ни одному французу, я думаю, не придет в голову ставить эту оперу"

"Сегодня наша цель – дать хотя бы примерное представление о том, что было тогда. Многого мы сейчас просто не знаем: рукописная партитура этой  оперы, хранящаяся в музее, - неполная, - нет начала , нет третьего акта, несколько номеров не соответствуют изданной на Западе партитуре. Подтекстовка невосстановима. Сохранились некоторые инструменты того времени, но они пока неотреставрированы и являются "немыми" экспонатами музея. Из бутафории, до нас дошла колесница, но она тоже нуждается в реставрации. Эскизы костюмов не сохранились. О них мы можем судить лишь по знаменитому  портрету Ковалевой-Жемчуговой в роли Элианы...

Много предстоит сделать, чтобы Опера зазвучала. Дело в том, что  Останкинский театр в настоящее время находится в состоянии «вокзала». Этот вариант -  не театральный. Во времена Шереметева гордились, что из театральной сцены (примерно за полчаса) могут сделать «вокзал» (бальную залу), в то время как гости гуляют в парке.  В театре была оркестровая яма, нижний ярус, амфитеатр, несколько рядов декораций, была полная машинерия  XVIII века с машинами моря, ветра...   Вообще, удивительно, что сохранился сам дворец-театр  -  деревянное здание XVIII века с уникальной акустикой!  И сохранилась Память: любимая опера Екатерины II, любимая роль Ковалевой-Жемчуговой, открытие театров в Кусково и Останкино" (Олег Чернышев - об оперных постановках Коллегии старинной музыки - интервью "Все началось с Коронации Поппеи").

Андре Эрнест Модест Гретри (1741-1813) – французский композитор (бельгиец по происхождению), один из виднейших деятелей эпохи Просвещения, оставил глубокий след в истории оперной культуры и в развитии музыкально-эстетической мысли. Широко известен его труд «Мемуары или Очерки о музыке». С творчеством А.Гретри связан расцвет французской комической оперы XVIII века. Оперное наследие композитора включает около 60 произведений, написанных в характерных для его времени жанрах: от сентиментальной комедии до романтической оперы и «оперы спасения». Они с успехом исполнялись во Франции, других странах Европы и пользовались огромной популярностью в России. Опера «Самнитские свадьбы» («Браки самнитян») написана А. Гретри в 1776 году в жанре героической оперы с разговорными диалогами.  Автор либретто – французский драматург и писатель Б.Ф.Дюрозуа (1745-1792).

В России опера А.Гретри «Браки самнитян» ставилась только на сценах Шереметевских театров (домашний театр графа П.Б.Шереметева (1785); открытие театров графа Н.П.Шереметева в Кусково (1787) и -  в Останкино (1797)... Весной 1797 года в Москве проходили коронационные торжества, и граф Н.П.Шереметев решил принять Павла I в только что достроенном Останкинском дворце. Конечно, ему хотелось показать императору, страстному театралу, свой новый театр, что и было сделано 30 апреля 1797 года. В тот вечер давали оперу А.Гретри «Самнитские свадьбы»(«Браки самнитян»), десятилетие назад приведшую в восторг Екатерину II. Перенесенная на большую Останкинскую сцену, превосходно исполненная лучшими крепостными актерами, прекрасно оформленная, опера произвела на гостей сильное впечатление. Роль главной героини Элианы блистательно исполнила примадонна театра Шереметева Прасковья Ковалева-Жемчугова, ставшая впоследствии супругой Н.П.Шереметева. С их именами неразрывно связана история Останкинского театра-дворца – единственного в России (и одного из немногих в Европе) сохранившегося театрального здания XVIII века с «родными» декором и акустикой.

И вот спустя 200 лет по предложению Останкинского театра-дворца опера А.Гретри "Браки самнитян" возрождена Коллегией старинной музыки Московской консерватории. Современная редакция оперы «Самнитские свадьбы» сохраняет музыкальные номера (арии, дуэты, ансамбли) в подлинном виде – на французском языке. Разговорные диалоги исполняются на русском языке. Данный прием известен с XVIII века. Так, в Гамбурге некоторые оперы Генделя и Кайзера ставились в итальянско-немецком «двуязычном» варианте.

26.06.1997  -  Фестиваль "Шереметьевские сезоны" - Театр в Останкино.

А. Гретри "Самнитские свадьбы" ("Браки самнитян")

К 200-летию со дня премьеры на сцене Останкинского театра-дворца

Музыкальная редакция и сценарий  О.Чернышевой и О.Чернышева

Исполняют солисты Коллегии старинной музыки Московской консерватории

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев

1. Вступление
2.Ария Парменона - Борис Петрунин (тенор)
3.Ария Элианы - Марина Ильина (сопрано)
4.Финальная сцена - ансамбль

Сцена из оперы "Самнитские свадьбы" (предшествует арии Элианы)

Элиана - Марина Ильина, Еффимия - Елена Свирелина,

Цефалина - Светлана Сумачева, Парменон - Борис Петрунин,

Агафис - Николай Лохвицкий, Евмен - Петр Лягин.

Самнитянки - Галина Кныш, Ольга Прихудайлова, Елена Чайникова.

Инструментальный ансамбль: Елена Листратова (скрипка I), 

Марина Анисимова (скрипка II), Кирилл Анисимов (альт),

Сергей Корчагин (флейта), Константин Оспенников (фагот),

Александр Листратов (виолончель),

Марина Белая (клавесин).

Режиссер - Александра Фладос,

Балетмейстер - Валентина Лопатина,

Художественный руководитель и дирижер - Олег Чернышев.

Краткое содержание оперы:

В суровом и воинственном племени самнитов, жившем в четвертом веке до Р.Х., существовал закон, запрещавший влюбленным до свадьбы выказывать свои чувства. Гордая Элиана не согласна слепо принимать свою судьбу, она решает завоевать право выбора жениха… Одержав славную победу над римлянами возвращаются домой воины-самнитяне. Среди них – Парменон, влюбленный в Элиану. Нарядные девушки встречают победителей. Военачальник рассказывает о храбрости юного самнитянина, спасшего ему жизнь. Все хотят знать имя героя, чтобы восславить его и, согласно обычаю, предоставить право выбора невесты… Юный самнитянин выбирает… Парменона! И все узнают в нем переодетую Элиану. Храбрая девушка с триумфом возвращается в свое племя.