Иоганн Адольф Хассе "Милосердие Тита"

22 мая 1999 года в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялось первое исполнение в XX веке оперы И.А.Хассе "Милосердие Тита", посвященное 300-летию со дня рождения немецкого композитора. В основу этого исполнения положена московская редакция оперы, восстановленная по рукописи, хранящейся в библиотеке Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Важно отметить, что в этой редакции почти половина номеров принадлежит другим композиторам (Далольо и Мадонису) - по факту - это опера-пастиччо. Именно в таком варианте она исполнялась в 1742 году на коронации русской императрицы Елизаветы Петровны.

Жанр оперы-пастиччо (от итальянского слова - паштет, смесь), широко распространённый в XVII-XVIII веках, предполагал возможность создания нового оперного произведения, составленного из различных по происхождению частей. Как правило, инициатива в таких случаях исходила от импрессарио, но реальное участие самих знаменитых композиторов в создании (или компановке) пастиччо показывает, что подобная практика не считалась порочной и ущербной.

Коллегия старинной музыки использовала в своей творческой практике этот популярный оперный жанр, в частности, при исполнении опер: "Розаура" А.Скарлатти, "Аполлон и Гиацинт" В.А.Моцарта, "Нерон и Агриппина" на музыку Г.Ф.Генделя, "Посвящение Ф.Кавалли" на музыку Кавалли.

Коллегия старинной музыки представляла  московской публике "Милосердие Тита"  Хассе несколько раз: в концертном исполнении с разным составом исполнителей (1999 - 2000) и в театральной версии на фестивале "Московское действо" в 1999 году.

25.10.2000 - Рахманиновский зал Московской консерватории

"Музыкальные кумиры XVIII века" -  концерт солистов

Коллегии старинной музыки Московской консерватории

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев

1.И.А.Хассе "Милосердие Тита" - вступительная симфония

2. Ария Пора из оперы "Клеофида" -  Олег Касперович (контр-тенор)
3."Милосердие Тита" - заключительный ансамбль

Инструментальный ансамбль: Мария Ходина (скрипка I), Мария Тришина (скрипка II),

Александр Листратов (виолончель), Сергей Мясоедов (клавесин)

Вокальный ансамбль: Светлана Мартемьянова, Елена Чайникова,

Татьяна Корсунская,Карина Панюшкина, Евгений Журавкин,

Олег Касперович,Ирина Бонь, Галина Кныш, Светлана Сумачева

Несколько номеров из оперы  И.А.Хассе "Милосердие Тита"

Евгений Журавкин (контр-тенор), Ирина Бонь (сопрано), Галина Кныш (сопрано)

Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
1.Трио-соната D dur (Marche, Gavotte)  2."Ricordati mio ben" - дуэт из оперы "Flavio"

3.Заключительный ансамбль из оперы "Агриппина"

Светлана Сумачева (сопрано), Олег Касперович (контр-тенор)

Мария Ходина (скрипка I), Мария Тришина (скрипка II),

Александр Листратов (виолончель), Сергей Мясоедов (клавесин)

Герман Фридрих Раупах (1728, Штральзунд - 1778, Санкт-Петербург) 

Арии из оперы "Сирой" - первое исполнение в XX веке

1."D'ogni amator" (Лаодикa) - Светлана Сумачева (сопрано)
2."Se il mio paterno amore" (Хосрой) - Евгений Журавкин (контр-тенор)
3."La sorte mia tiranna" (Сирой) - Карина Панюшкина (сопрано)

Мария Ходина (скрипка I), Мария Тришина (скрипка II)

Елена Шишлянникова (альт), Александр Листратов (виолончель)

Сергей Мясоедов (клавесин)

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев