Джузеппе Гаццанига (1743-1818) итальянский композитор, мало известен даже музыковедам, хотя он был учеником Порпоры и Пиччини. Его слава сегодня базируется на одном произведении: опере «Каменный гость, или Дон Жуан». Она была поставлена как интермеццо (одноактная опера) в Венеции в 1787 году,-  полугодом ранее моцартовского шедевра. Сравнение либретто и музыки этих произведений показывает, что «венецианский» Дон-Жуан послужил прообразом «пражского» (опера Моцарта появилась впервые в Праге). Канва событий у Да Понте (либреттиста Моцарта) в точности соответствует Бертати (либреттисту Гаццаниги). Творение Моцарта нельзя сравнивать с произведением Гаццаниги ни по масштабу, ни по глубине, но то, что некоторые музыкальные моменты итальянской оперы Моцарту запомнились,- это очевидно. Достаточно сравнить первые сцены двух опер.

Нужно отметить, что опера Гаццаниги была очень популярна в то время. Известны более тридцати её постановок, в том числе в Лондоне, Париже, Лиссабоне. Самым поразительным для нас является наличие русской рукописи этой оперы. Открытым остаётся вопрос о знакомстве А.С.Пушкина с «Каменным гостем» Гаццаниги (в России было известно первоначальное название венецианской оперы). В любом случае опера Гаццаниги заслуживает внимания. 

09.11.1999  - Рахманиновский зал Московской консерватории

Дж. Гаццанига  "Каменный гость, или Дон Жуан"

Первое исполнение в России

Действующие лица и исполнители:

солисты  Коллегии старинной музыки Московской консерватории

Матурина - Маргарита Удальцова (сопрано), Эльвира - Светлана Сумачева (сопрано)

Инструментальный ансамбль:

Мария Ходина (скрипка I), Наталья Колобродова (скрипка II), Елена Шишлянникова (альт),

Лариса Костюхина (виолончель), Сергей Корчагин (флейта), Владимир Парунцев (кларнет),

Михаил Казанцев и Станислав Волохвянский - валторны

Партия фортепиано - Светлана Шевелева

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев