Дмитрий Бортнянский (1751-1825) - опера "Сокол"(1786)

Знакомство с оперным творчеством Дмитрия Бортнянского значительно расширяет наше представление о даровании композитора - автора духовных хоровых композиций, создавшего новый тип русского хорового концерта a capella. До некоторой поры современным любителям музыки был наиболее близок именно образ композитора-капельмейстера, и это неудивительно, - другую часть творчества Бортнянского постигло то же пренебрежительное забвение, в котором находилась вся русская оперная музыка доглинкинского периода.

Первые три оперы – «Креонт»(1776), «Алкид»(1778), «Квинт Фабий»(1779) – написаны в период длительного пребывания за рубежом и поставлены в Италии. После возвращения в Россию Бортнянский пишет еще три оперы – «Празднество сеньора»(1786), «Сокол»(1786), «Сын-соперник»(1787), предназначенные для любительского театра при дворе Великого князя Павла Петровича. По словам князя И.М.Долгорукова, для этого «благородного театра господин Лафермьер сочинил (имеется ввиду либретто) французскую оперу «Le Faucon», которая пондравилась и действительно была затейлива; вся в тогдашнем вкусе, т.е. очень романическая…Музыку сочинил для нея господин Бортнянский превосходную. Их высочествам угодно было, чтоб мы ее разыграли. Тут же розданы роли и назначено ее учить…и так, вытвердили мы оперу…»

Первое представление «Сокола» состоялось в небольшом зале Гатчинского дворца в октябре 1786 года. Представление удалось,- и несколько раз было повторено с большим удовольствием. Любительская труппа, которую (по свидетельству князя И.М.Долгорукова) «набрал» и которой «заправлял» граф Г.И.Чернышев, состояла из лиц, занимавших первые придворные должности: князь П.М.Волконский, князь Н.А.Голицын, граф Г.Г.Кушелев, граф А.А.Мусин-Пушкин… и «всякий себе за честь ставил попасть в список» (актеров)…

После периода забвения «Соколу» повезло более, чем другим операм Бортнянского. Разные коллективы исполнителей в разное время обращались к этой опере и осуществили несколько постановок.

Коллегия старинной музыки неоднократно (1994-1997) представляла «Сокола» на разных сценах и с различным составом исполнителей – но всегда с неизменным успехом. Оригинальная музыкально-сценическая редакция с импровизированными диалогами в исполнении солистов Коллегии  - знакомство не с «музейным экспонатом» XVIII века, а с «живой» музыкой Дмитрия Бортнянского.

17.11.1994г. - Рахманиновский зал Московской консерватории

Дмитрий Бортнянский опера "Сокол" 

Исполняют солисты Коллегии старинной музыки Московской консерватории

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев

Эльвира - Маргарита Удальцова (сопрано), Марина - Светлана Сумачева (сопрано),

Жанетта - Ольга Гречко (сопрано), Фредерик - Борис Петрунин (тенор),

Эмилио - Борис Борейко (тенор), Грегуар - Николай Галин (бас)

Инструментальный ансамбль:

Елена  Семенова (скрипка I), Ольга Жукова (скрипка II), Андрей Шарапов (альт),

Александра Дроздова (виолончель), Владимир Дроздов (контрабас)

Владимир Парунцев (кларнет), Сергей Корчагин (флейта),

Константин Оспенников (фагот), Александр Коломиец (фагот),

Светлана Шевелева (клавесин)

 

Дмитрий Бортнянский  опера "Сокол" (продолжение)