Антонио Вивальди (1678-1741) Оратория "Торжествующая Юдифь" (Венеция, 1716)

"Антонио Вивальди известен прежде всего как автор огромного количества инструментальных произведений. Однако, едва ли не большую часть своей жизни он посвятил оперному творчеству. К сожалению, большинство  написанных им опер утеряно (сохранилось около 30). Подобная участь постигла и его оратории* - сохранилась лишь одна из них.. Но, какая!
"Торжествующая Юдифь" - sacrum militare oratorium ("священная военная оратория") - либретто на латинском языке -  Джакомо Касетти, - впервые была исполнена в Венеции в 1716 году силами учащихся Консерватории (Ospedale della Pieta), где Вивальди преподавал игру на музыкальных инструментах, обучал пению и сочинял произведения к торжественным событиям (в данном случае по поводу празднования победы над турками). Так как в венецианских консерваториях обучались, в основном, девушки ( в отличие от неаполитанских, где учились, в основном, юноши), композитор был вынужден все сольные партии писать для женских голосов. Сегодня  нам кажется оправданной передача мужских ролей контр-тенорам, которые придают образам большее соответствие, оставляя неизменной тесситуру партий.
Сюжет оратории символичен для Венеции, о чём недвусмысленно заявлено в заключительных номерах оратории, где Юдифь названа покровительницей Морской Республики. Другие персонажи оратории также многогранны. Абра не только служанка иудейской вдовы, но и олицетворение её веры и стойкости. Ваганс,- это  слуга и  оруженосец ассирийского полководца Олоферна,- и "Свидетель" трагических событий, по роли сопоставимый с Евангелистом Страстей. Озиас - жрец библейской Ветулии, осаждённой ассирийцами,- и глашатай славы Венеции. Под стать многоплановости персонажей и само действие священной оратории, которое мгновенно переносится из лагеря ассирийцев в город осаждённых, переключается с внешних событий на внутренний мир героев. Уникальной является "сцена отсечения головы Олоферна": в опере подобные ситуации всегда происходили за сценой, и о них лишь рассказывали в речитативах. Здесь же главная героиня, наделённая высшей добродетелью, поёт: "scindo cervicem" ("отсекаю голову"), совершая во имя Бога священный ритуал.
Нельзя не упомянуть о богатстве оркестровки оратории, исключительной даже для Вивальди: мандолина, теорба (басовая лютня), гобой, шалмей (предок гобоя), орган, клавесин, струнные, трубы, валторны, литавры,- поистине "пиршество" вивальдиевского инструментализма.

16.02.2000г.    Рахманиновский зал Московской консерватории

Первое исполнение в России оратории  А.Вивальди "Торжествующая Юдифь"

Коллегия старинной музыки Московской консерватории

Юдифь -   Маргарита Удальцова (сопрано)

Олоферн -  Евгений Журавкин (контр-тенор)

Абра    -     Светлана Сумачёва (сопрано)

Ваганс -    Ирина Бонь (сопрано), Олег Касперович (контр-тенор)

Озиас  -     Сергей Шевченко (контр-тенор)

Вокальный ансамбль: Ирина Бонь, Светлана Мартемьянова, Александра Сафонова,

Олег Касперович, Елена Чайникова,  Карина Панюшкина, Ольга Толкачева, Борис Петрунин.

Инструментальный ансамбль: Мария Ходина (скрипка I), Наталья Колобродова (скрипка II),

Елена Шишлянникова (альт I), Юрий Вдовитченко (альт II) Александр Листратов (виолончель),

Алексей Шеин (гобой I, шалмей), Филипп Астапенко ( гобой II), Михаил Казанцев (валторна I),

Дмитрий Кузнецов (валторна II ), Ася Гречищева (теорба), Сергей Мясоедов (клавесин, орган, литавры)

Художественный руководитель и дирижер  Олег Чернышев

Часть 1.

Часть 1а.

Цикл "Солисты Коллегии старинной музыки" (2000)

Часть 2.

Часть 2а.

Цикл "Солисты Коллегии старинной музыки" (2000)

Часть 3.

Часть 4.

Цикл "Солисты коллегии старинной музыки" (1999)

Антонио Вивальди. Ария из оратории "Торжествующая Юдифь"

«Armatae face» (Vagans) -  Ярослав Здоров (контр-тенор)

Антонио Вивальди. Мотет  Nisi Dominus.  Ярослав Здоров (контр-тенор)

Антонио Вивальди. Мотет  "In furore giustissimae irae"

Марина Ильина (сопрано),  Мария Ходина (скрипка I),

Наталья Колобродова (скрипка II), Елена Шишлянникова (альт I)

Лариса Костюхина (виолончель), Сергей Мясоедов (клавесин, орган)

Художественный руководитель и дирижер  Олег Чернышев

* Орато́рия ( oratorium, oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета. Оратория развивалась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней. Оратории давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. Старейшей ораторией считается «Rappresentazione di anima е di corpo» (1600г), написанная Эмилио де Кавальери (Emilio de Cavalieri). Однако с равным успехом это произведение можно считать оперой на духовный сюжет, поскольку произведение исполнялось в костюмах и с театральными декорациями.

"Оратория зародилась в конгрегации ораторианцев в середине XVI в., а точнее, в конгрегации «Ораториум божественной любви", создателем и духовным руководителем которой был св. Фелиппо Нери. Основные дисциплинарные требования этой общины сводились к двум тезисам: «Хочешь, чтобы тебя слушались? - Не приказывай слишком многого!» и «Наш единственный устав  - любовь». Структура оратория была приблизительно такой: молитва; чтение текста из Писания, житий или трудов Отцов Церкви; выступление одного из участников на тему отрывка; дискуссия. Проводились эти собрания в отдельном помещении при церкви, называвшемся ораторий (oratorium - название возникло от слова  oratio - речь или оrо - говорю, молю), а заканчивались  - молитвой и исполнением духовной музыки:  пелись «Laudes spirituales» (лауды). Так, благодаря духовному подвижничеству св. Филиппо Нери и его духовных последователей, зародились те сочинения, которые сегодня называют ораториями. В конгрегацию "Ораториум божественной любви" входил известный композитор Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (Giovanni Pierluigi da Palestrina).

Для распространения жанра оратории в XVII веке большое значение имела деятельность Джакомо Кариссими (Giacomo Carissimi) и его учеников по Германо-венгерской коллегии в Риме. В основе ораторий Кариссими лежит поэтическое изложение конкретной библейской истории, вероятно, поэтому он и называл их "историями", а не ораториями. В таком виде исполнение большинства "историй" были доступны любому образованному клирику.

Другой  линией развития жанра оратории было использование богатой инструментальной практики, получившей  яркое воплощение в творчестве Алессандро Скарлатти (Alessandro Scarlatti) и Алессандро Страделлы (Alessandro Stradella). Именно эту линию продолжает  Антонио Вивальди в своей оратории "Торжествующая Юдифь", и именно это направление определило дальнейшее развитие и триумфальное шествие ораториального жанра по всем странам и континентам" (Олег Чернышев).