Алессандро Скарлатти (1660 - 1725) - "величайший гармонист Италии, то есть всего мира" - так, с восторгом, отзывался о нем Иоганн Хассе, - его ученик и последователь. "Если вспомнить славу Хассе, если вспомнить, что он царил в Вене, был связан с Бахом, с Глюком и молодым Моцартом, любившим его, - можно восстановить звено цепи, связывающей Скарлатти с создателем "Дон Жуана" (Ромен Роллан).

Творчество Скарлатти чрезвычайно обильно и многообразно: свыше 70-ти опер, 26 сценических серенад, болeе 600 кантат, ораторий,а также мессы, мадригалы, сюиты, концерты и теоретические труды. Первая опера, написанная в возрасте 19-ти лет - "Невинная ошибка или недоразумения из-за сходства", - имела в Риме большой успех. То было время, когда папа Иннокентий XI тщетно боролся с оперой, тем самым восстановив против себя всю публику. Алессандро Скарлатти был вынужден принять участие в этой, длившейся не одно десятилетие, борьбе за оперу.

Опера "Причуды любви или Розаура" ("Gli equivoci in amore ovvero La Rosaura " -1690) написана по случаю свадьбы одного из представителей знатного римского семейства Оттобони. Сюжет этой оперы имеет некоторое сходство с комедией В.Шекспира "Сон в летнюю ночь", но либретто, мягко говоря, неудачно. Вообще, Скарлатти (за редким исключением) не везло с либреттистами. Это обстоятельство, отчасти, послужило импульсом к созданию оперы-пастиччо, в котором речитативы заменены сходным по содержанию текстом комедии Шекспира (в русском переводе с неизбежными сокращениями), а арии, концентрирующие основной эмоциональный строй оперы Скарлатти, оставлены в подлинном виде (на итальянском языке). Такой "двуязычный" вариант исполнения оперы в Италии, конечно, был  невозможен, - но за ее пределами он иногда практиковался, - например, в Гамбурге, где в некоторых операх Кайзера и Генделя чередовались номера на итальянском и немецком языках. Сам же принцип замены исходного оперного либретто на новое, с сохранением ранее написанной музыки, был широко распространен в Италии того времени.

08.02.1996 -  Рахманиновский зал Московской консерватории

А.Скарлатти "Причуды любви или Розаура"

Первое исполнение в России

опера-пастиччо по комедии В. Шекспира "Сон в летнюю ночь"

музыкально-сценическая редакция М.Анталава и О.Чернышева

Часть 1.      1) Sinfonia (Grave. Allegro. Andante. Allegro)
2) Aria "Non e nemica la gelosia d'Amor" - Ярослав Здоров (контр-тенор)

Действующие лица и исполнители:

Солисты Коллегии старинной музыки 

Розаура – Маргарита Удальцова (сопрано)

Климена  -  Светлана Сумачева (сопрано)

Эльмиро – Константин Дулеев (контр-тенор)

Челиндо – Борис Петрунин (тенор)

Титания -  Ирина Бонь (сопрано)

Оберон – Николай Галин (бас) и Михаил Куликов

Пэк – Ярослав Здоров (контр-тенор)  и Андрей Лобода

Часть 2.

Сцены из оперы-пастиччо "Причуды любви или Розаура" (продолжение)

Часть 3.

Сцены из оперы-пастиччо "Причуды любви или Розаура" (продолжение)

Часть 4.

1) Sinfonia № 9 (Vivace. Adagio. Moderato. Adagio. Allegretto. Menuett)

2) “Le violette” (канцона) - Ирина Бонь (сопрано)

Синфония № 9 и канцона "Фиалки"  Алессандро Скарлатти исполнялись

в опере-пастиччо "Причуды любви или Розаура", как вставные номера.

Часть 5.

Две сцены из оперы-пастиччо "Причуды любви или Розаура"

1) Ария  Алфео из оперы "Эраклеа" ( вставная ария) - Николай Галин (бас)

2) Ария "Non dar piu pene, o caro" из оперы "Розаура" - Ирина Бонь (сопрано)

Часть 6.

Сцены из оперы-пастиччо "Причуды любви или Розаура"(продолжение).

Часть 7.

Финал оперы-пастиччо "Причуды любви или Розаура" Алессандро Скарлатти

1) Ария Алессандро (вставная) из оперы "Статира"- Ярослав Здоров (контр-тенор)

2) Финальный ансамбль (для финала использован дуэт из оперы "Статира") -

Маргарита Удальцова (сопрано), Светлана Сумачева (сопрано),

Константин Дулеев (контр-тенор), Борис Петрунин (тенор)

Струнный ансамбль: Иван Дынников (скрипка I), Юлия Граб (скрипка I),

Ольга Жукова (скрипка II), Павел Гапеев (скрипка II),

Николай Шубин (альт), Андрей Шарапов (альт),

Лариса Костюхина (виолончель), Александра Дроздова (виолончель),

Владимир Дроздов (контрабас)

Консорт блок-флейт:  Светлана Шевелева, Сергей Корчагин,

Владимир Парунцев, Александр Коломиец, Константин Оспенников

Партия клавесина – Светлана Шевелева

Партия трубы – Андрей Гончаров

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев

17.01.1998 - Рахманиновский зал Московской консерватории

А.Скарлатти "Причуды любви или Розаура"

Арии из оперы в исполнении солистов Коллегии старинной музыки -

Маргарита Удальцова (сопрано), Ярослав Здоров (контр-тенор), Марина Ильина (сопрано)

Художественный руководитель и дирижер Олег Чернышев